Список самых смертоносных каналов в мире, построенных в XIX-XX веках


Нашел интересную статистику по смертности на строительстве сооружений

В целом наблюдается общий тренд — строительство каналов вручную без применения тяжелой техники, на малозаселенных и экономически не развитых территориях практически всегда отличается высокой смертностью среди рабочих. И, напротив, строительство на экономически развитых территориях возможно с низким уровнем смертности (в качестве примера приведу два канала, в таблице не перечисленные — Манчестерский судоходный 1887-1894гг. постройки в Великобритании, около сотни погибших из 12-17 тыс. занятых на строительстве и Нордзее-канал в Нидерландах 1865-1876гг постройки, там всего 32 погибших из 5 тыс. занятых на строительстве.

К концу XIX века государства Европы достигли высокого уровня промышленного и экономического развития. Так, уровень ВВП на душу СССР в 1928г. примерно соответствовал ВВП на душу в США в… 1830гг., а уровень ВВП на душу Великобритании и вовсе достиг планки в ~$1300 на человека еще в конце XVIII века. СССР достиг уровня

Строительство Беломорканала

Строительство Беломорканала

промышленных государств Европы по ВВП на душу где-то в начале 1950-ых годов. В этот же период сравнялась и продолжительность жизни (промышленно развитые государства Европы и США достигли средней продолжительности жизни более 50 лет уже в начале ХХ века). Примерно на тот же период, начало 1950-ых, приходится и снижение смертности на строительных работах (это легко проиллюстрировать огромной разницей между количеством погибших на строительстве Беломорканала и канала Москва-Волга, и на строительстве Волго-Донского канала соответственно).

 

Канал Организация и государство-строитель Объем работ Даты начала и окончания, общий срок работ Общее число занятых Число погибших на строительстве
Суэцкий Франция, Великобритания: «Всеобщая компания Суэцкого канала». 164 км 1859-1869. 10 лет. 1,5 млн 100-120 тыс.
Панамский Франция, США: «Всеобщая компания межокеанского канала», военное министерство США 77 км 1880-1889 (Франция), 1904-1914 (США). 19 лет. 70 тыс. 21,9 тыс. (Франция), 5,6 тыс. (США), итого 27,5 тыс.
Дунай-Черное море Румыния 64 км 1949-1953, 1976-1987. 15 лет. 60 тыс. ~10 тыс.
Эри США 584 км 1817-1825. 8 лет ~4 тыс. 1 тыс.
Ридо Канада 202 км 1826-1832. 6 лет 4 тыс. 1-2 тыс.
Иллинойс-Мичиган США 155 км 1836-1848 ~1-2 тыс.
Беломоро-Балтийский СССР 227 км 1931-1933. 3 года. 126 тыс. 11 тыс.
Москва-Волга СССР 128 км 1932-1937. 5 лет. 150 тыс. 23 тыс.
Волго-Донской СССР 101 км. 1948-1952. 5 лет. 100-150 тыс. 320-500
Нью-Бэйсин Канал США 5,1 км 1832-1838. 6 лет 8-20 тыс.
Иллинойс-Мичиган Канал США 155 км 1836-1848. 12 лет. > 1 тыс.
Коламбия-Канал США 5 км 1820-1824 > 500 400

Интересно, что наибольшее количество жертв принадлежит французским и британским проектам — Суэцкий и Панамский каналы в сумме тянут на 120-140 тысяч погибших на строительстве. За третье место сражаются США и СССР. Если считать жертвы каналостроения в США по минимуму, они вытягивают на ок. 17 тыс., если по максимуму, то почти на 30 тыс. Кроме того, отсутствие учета погибших на стройках XIX века в США несколько затрудняет точную оценку. В СССР с более-менее точным учетом сумма погибших оказывается в районе 35 тыс.

Строительство Панамского канала

Строительство Панамского канала

человек. Четвертое место за Румынией. Канада замыкает список.

Интересна и процентная смертность от общего числа каналостроителей. На Суэцком канале она была около 6-7%. Во время французских работ на Панамском канале достигала 30%. На румынском канале Дунай-Черное море — около 16%. Проекты СССР — Беломор около 9%, Москва-Волга 15%, на Волго-Донском — максимум 0,5%. Крайне смертоносным было строительство Нью-Бэйсин канала в США, но общую численность занятых я еще не выяснил. Однако в любом случае этот канал, длиной всего каких-то 5 км, отвечает за половину, а то и за большую часть всех умерших в США каналостроителей.

В расчете на километр работ Нью-Бэйсин канал — однозначный лидер по смертности. На каждый километр приходилось от 1,8 до 4 тыс. погибших рабочих. Суэцкий канал близок к этому показателю, там за каждый километр отдана почти тысяча жизней. Беломорканал и Москва-Волга находятся по этому показателю где-то в середине. А вот в расчете на время постройки по смертности лидируют советские каналы — Москва-Волга и Беломор, где за год умирало около 4 тыс. человек.

Оригинал статьи: http://govorilkin.livejournal.com/403938.html


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.